Георгий Блюмин, доктор технических наук и профессор культурологии, консультант компании "Терра-Недвижимость", автор книги "Царская дорога", продолжает серию рассказов по истории Рублевки.
В 1837 году замечательный русский поэт Федор Иванович Тютчев получил назначение на должность старшего секретаря российского посольства в королевство Сардиния и готовился к отъезду к месту службы из Петербурга в Турин. В Петербурге потрясен он гибелью Пушкина: "Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет". В это самое время узнает он о смерти своей родной тетушки Евдокии Николаевны, княгини Мещерской, в монашестве Евгении, игуменьи Аносинского(*) монастыря, что недалеко от села Павловская Слобода в Звенигородском уезде под Москвой. Ее похоронили в этом, ею основанном монастыре, у Борисоглебского придела. Уже в Италии появятся строки стихов:
И распростясь с тревогою житейской,
И кипарисной рощей заслоняясь, -
Блаженной тенью, тенью элисейской,
Она заснула в добрый час…
По-прежнему в углу фонтан лепечет,
Под потолком гуляет ветерок,
И ласточка влетает и щебечет…
И спит она… и сон ее глубок!..
Дети часто избирают совершенно иной путь по сравнению со своими родителями. Брянский уездный предводитель дворянства секунд-майор Николай Андреевич Тютчев, по свидетельству современников, отличался "разгулом и произволом, доходившим до неистовства". Его сын Иван Николаевич Тютчев (1768-1846) женился на Екатерине Львовне Толстой (1776-1866), которую воспитала ее тетка графиня Остерман. В этом браке родился будущий великий поэт. Его родина - село Овстуг Брянского уезда Орловской губернии, с лесными угодьями и деревнями, полученное в наследство от того самого секунд-майора. Родители поэта, в отличие от его буйного деда, жили в мире и согласии. Друг семейства Тютчевых историк М.П. Погодин записал в дневнике: "Смотря на Тютчевых, думал о семейственном счастии. Если бы все жили так просто, как они".
Еще более кротким нравом отличалась Евдокия Николаевна (1774-1837), дочь Николая Андреевича и младшая сестра Ивана Николаевича Тютчевых. В 1796 году она вышла замуж за поручика князя Бориса Ивановича Мещерского. Простудившись на охоте, муж умер всего через два месяца после свадьбы, оставив жену беременной, и на следующий год родилась дочь княжна Анастасия. С годовалой дочерью мать совершала паломничество из Петербурга в Тихвин, когда на Ладоге разыгралась страшная буря, и княгиня и ребенок чудом остались живы. В этом она увидела высший промысел и тогда же решила посвятить себя Богу.
В 1799 году, когда в Богоявленском храме в Москве крестили новорожденного Александра Пушкина, княгиня Евдокия Мещерская покупает деревню Аносино, расположенную на одинаковом расстоянии от Звенигорода и Воскресенска, нынешней Истры. Таким образом, Аносино в равной степени озарялось светом куполов и Ново-Иерусалимского, и Саввино-Сторожевского монастырей. Но княгиня решает сама на свои средства основать монастырь в новоприобретенном Аносино, что и свершилось в 1823 году. Женская обитель получает наименование Борисо-Глебского монастыря в честь св. блгв. Князей Бориса и Глеба и, конечно же, в память мужа, князя Бориса Мещерского. Княгиня Мещерская становится игуменьей этой обители и принимает имя Евгения.
Нет сведений о том, бывал ли Тютчев-поэт в подмосковной обители, созданной его родной теткой. Ведь в возрасте с 18 до 40 лет он был на службе за границей. Он мог с ней видеться в апреле 1822 года, когда жил в Москве перед отъездом за границу, назначенный тогда по просьбе родственника графа А.И. Остермана-Толстого на должность сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии. Федор Тютчев простился с родителями, а они всю ночь молились пред иконой Иверской Божьей Матери за его благополучие.
В 1832 году игуменья Евгения посетила своего брата Ивана Николаевича в Овстуге, и, конечно, много говорилось о Феденьке и о его поэтическом творчестве.
Образ близкой родственницы, аносинской игуменьи, и ее судьба подвигнули поэта на создание ряда поэтических шедевров: "Слезы людские", "Пошли, Господь, свою отраду", "Святая ночь" и других.
* АНОСИНО | Деревня Аносино находится на Ново-Рижском шоссе, рядом с Павловской слободой. Уже издали привлекают внимание сияющие купола расположенного здесь женского Борисо-Глебского монастыря, основанного в 1823 году. Как многие православные святыни, монастырь подвергся разрушению после революции 1917 года. В 1992 году возобновлен и к настоящему времени отреставрирован. По своему видному значению получил название "Женская Оптина" по аналогии с известнейшим в России мужским монастырем Оптина пустынь на реке Жиздра в Калужской области, который неоднократно посещали Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. Аносинскую обитель основала и была в ней игуменьей княгиня Е. Н. Мещерская, урожденная Тютчева, родная тетка выдающегося русского поэта Ф.И. Тютчева. От МКАД - 27 км. |